Продолжаю читать крупные произведения.
Иван Тургенев — «Отцы и дети»
Ну это классика. Роман про ментальный разрыв между поколениями, про юношеский максимализм и, конечно, любовь. Написан простым языком без зауми и вместе с тем очень живописно.
В нашем XXI веке пропасть углубляется ещё сильней, когда новые веяния молниеносно распространяются по Интернету. И если в романе Аркадию нужно было ехать в город в университет, чтобы нахвататься модных идей, сейчас ему не нужно было бы и из дома выходить. Насмотрелся бы клипов и пошёл руки разукрашивать.
Когда ты молод, твои суждения резкие и чёткие без полутонов. Но вот ты попадаешь в разные ситуации и начинаешь уже задумываться, а работают ли твои убеждения. Начинаешь любить старые решения, гундеть «а вот раньше мы…». А там и до походов в церковь недалеко. Выход тут видится один — держать свой разум открытым навстречу новым знаниям.
А ценности всё равно остаются постоянными, потому как ещё не успели вытереться эволюцией из обезьянего мозга: тяга к противоположному полу, к потомству, к вожакам-авторитетам. Можно пытаться перекрыть их более высокоуровневыми идеями, но они всегда будут оказывать своё влияние на жизненные мотивы.
И опять же, к слову про школьную программу — читая роман тогда, я не проникся идеей так же, как это случилось сейчас, с высоты уже некоторого жизненного опыта. Зато насиловать мозг и натужно писать сочинение, конечно, требовали.
Нил Стивенсон — «Криптономикон»
Полуисторический, полуфантастический роман с лихо закрученным сюжетом. Номинант на всякие литературные премии, специального впечатления на меня не произвёл. Может быть, дело в неуклюжем переводе. Так, шутка про советского инженера и обувь полностью переврана относительно оригинала.
Автор так ловко увязал персонажей и их потомков из двух временных линий, что можно только удивляться, как они все встретились спустя полвека. Заканчивается роман, впрочем, невразумительно, без даже послесловия, что стало дальше с главными героями.
Повествование приправлено щепоткой математических формул, графиков, выдержек из теории информационной безопасности. Есть даже листинг программы на Perl, написанной так, будто её ещё надо предварительно дешифровать одним из описываемых в романе способов.
При прочтении интересно сравнивать приёмы криптографии конца XX века и другие, времён Второй мировой, когда в распоряжении людей были только блокноты и карандаши, а универсальные вычислительные машины, не заточенные под единственный процесс, но способные к перепрограммированию, только зарождались. Когда надо было содержать парк девушек-операторов, чтобы пересылать секретные сообщения. Отправлять одноразовые шифроблокноты по секретной почте.
Технологии, однако, не стоят на месте, и современные автору фишки тоже уже устарели: у нас есть Скайп и узнавание по сетчатке глаза в телефонах, тогда как в книге — пересылка видеокассет с поздравлениями и программа-шифровальщик, отслеживающая лица, но не умеющая распознать хозяина. Где автор попал в яблочко, так это с анонимной цифровой валютой — биткоин сейчас переживает огромный рост.
В целом роман неплох, с обширным охватом исторических событий и личностей, но и местами нудноватый. Придаёт импульс пойти в Википедию и почитать про военные действия США и союзников против Японии в юго-восточной Азии — у нас эту тему на уроках истории вроде широко не затрагивали, ограничиваясь войной Германии и СССР в Европе.
Лев Толстой — «Война и мир»
В особенном представлении не нуждается. 4 тома, эпилог из двух, мать его, частей, 961 сноска-перевод с французского. Я, честно сказать, даже слегка устал листать их туда-сюда, особенно в эпизодах с какими-нибудь балами, где все говорят по-французски. Надо быть настоящим маньяком, чтоб написать рукопись подобного масштаба.
В школе я осилил, кажется, первый том, чтение было скучнейшее. Теперь же показалось очень интересным: яркие типажи, эволюционирующие со временем, каждый со своими характерными чертами; красочные описания пейзажей и вообще обстановки, будь то хмурое дождливое осеннее утро или морозная ночь под Рождество; батальные сцены и исторические факты (историю нам преподавали уныло). Задавать такое в школе на лето — значит быть жутким оптимистом. А сейчас, наверное, и тем более, когда после Твиттера и микроблогов любое произведение размером крупнее небольшой заметки даётся всё с бóльшим трудом.
Интересно, как видоизменилась война к нашим дням. Когда нет ни радио, ни спутниковой навигации, а надо скакать от одного фланга до другого на лошади, чтобы взять приказ и везти его обратно, а там уже обстановка изменилась; когда нет камуфляжа и касок, а есть киверы и мундиры; когда нет городских боёв со снайперами и фугасами; когда нет авиации, дальнобойной артиллерии (но, впрочем, есть пушки) и тяжёлой бронетехники. Пожалуй, с десятком пулемётов можно было бы стать императором всей Европы.
Роман классный, пусть местами и тягучий. Для собственного развития читать обязательно.