Книги мая и июня

Прошёл ровно год, как ко мне приехал Kindle. Книжка оказалась достаточно приятной в обращении: компактная, долго держит батарею, радует глаз мягкими шрифтами благодаря экрану с высокой плотностью точек. Есть и слабые стороны: неудобно ходить по сноскам, нужно конвертировать файлы только в .mobi, счётчика страниц нет, по процентам ориентироваться сложно. Если буду брать новую электронную книгу, обязательно посмотрю конкурентов.

Впрочем, за год я прочёл, наверное, больше книг, чем за предыдущие лет десять. И не собираюсь останавливаться :). Итак, вот новая партия.

Стивен Кинг — «11/22/63»

Относительно свежий роман от маэстро фантастики и ужасов. Конкретно в этом романе ужасов нету, но отдельные элементы триллера таки присутствуют.figureВ романе множество упоминаний американских актёров, телеведущих, лейблов, напрямую непереводимых выражений, нашему брату толком неизвестных и непонятных. Стоит иметь широчайший кругозор, чтоб такие романы осмысленно читать, а тем более писать. Присутствует и отсылка к ужастику «Оно» Кинга. Книгу я не читал, зато смотрел последнюю экранизацию. Классное кино, современная CGI может хорошенько пощекотать нервы.

По сюжету главный герой отправляется из 2011 года в Штаты конца пятидесятых сквозь случайно обнаруженный портал. Туда, где газировка и торты вкусней и натуральней, зато люди дымят сигаретами даже в автобусе. Цель максимум — предотвратить покушение на Джона Кеннеди, не начать таким образом войну во Вьетнаме и вообще привести Америку к ещё большему процветанию.

В жизни и вправду бывают переломные моменты, когда принятое решение определяет весь дальнейший путь. Выбор увлечения, знакомство с человеком, да даже одиночный поход на вечеринку. Это было бы интересно — взглянуть, как бы всё обернулось, выбери ты другую дорогу.

Книга в целом захватывающая, а кульминационные моменты действительно мастерски держат в напряжении так, что охота скорей-скорей-скорей пробегать глазами и смотреть, что будет дальше. Концовку автор поленился нафантазировать, придумал бы побольше событий альтернативной истории, да и внезапные землетрясения выглядят притянуто.

Василий Головачёв — «Хроники Реликта»

Несколько фантастических романов, объединённых общей сюжетной линией. Я еле осилил первый том (первые три романа), второй буду читать если уж совсем прижмёт.figureС творчеством Головачёва я познакомился ещё в школе, брал в библиотеке периодический журнал «Мы», где по частям печатали, кажется, что-то из цикла «Запрещённая реальность». Журнал был клёвый, в формате в противовес глянцевому «Ровеснику»: мало картинок и очень много букв. Потом позже ещё читал где-то в сборниках отдельные рассказы. Чтиво это оставило приятное впечатление: этакое фэнтези в современном мире с чудо-богатырями, экстрасенсами, тёмными властелинами, щедро приправленное мотивами славянских мифологии и лексики.

Цикл про Реликт что-то не зацепил. Люди обустроили гуманистическое общество, устроили в Москве столицу мира, выбрали в планетарное начальство людей с русскими фамилиями, открыли секрет сворачивания пространства и быстрого путешествия к ближним звёздам, начали активную колонизацию космоса. В процессе столкнулись с негуманоидными цивилизациями и их не поддающимися логическому обоснованию действиями, но люди с именами, например, Ратибор, Аристарх и Забава готовы разрулить любую напряжённую ситуацию.

Повествование в основном тягучее с редкими всплесками боевика. Фантастика здесь скорей от слова «фантазия», автор просто придумывает технологии и изобретения, слишком не напрягаясь их обоснованием. Под конец третьего романа начинаются как раз те самые характерные сказки с пси-техниками и знатоками восточных единоборств. Пожалуй, ещё три подобных романа я пока превозмогать не возьмусь. Может, стоит взяться за «Запрещённую реальность» ещё разок.

Дэниел Киз — «Цветы для Элджернона»

Весна, лето и осень — всего девять месяцев, и полный путь от ребёнка до сверхинтеллекта.figureОбществу обычно не нравятся резко выделяющиеся индивидуумы, будь они слишком чудаковатые, слишком умные, слишком толстые или слишком очкарики. Может, это такой механизм эволюции для защиты группы, чтоб её существование (и выживание) было наиболее ровно-стабильным. Забота в первую очередь родителей — утвердить ребёнка в мысли, что он ничем не хуже окружающих, найти к нему специальный подход, помочь побороть стыдливость. А не как в романе, когда мать пытается от отчаяния сделать вид, что сын вполне обычный, а сестра стыдится его и отгораживается. Хорошо хоть отец разумный.

Главный герой, впрочем, окружён людьми со своими психическими расстройствами, хоть и не настолько тяжелыми, чтобы общество отвернулось от них: у одной женщины ОКР, у второй — некая фобия прямых линий, у третьей — старческая деменция. Все они занимают свою социальную нишу, и автор фактически поднимает вопрос о границах «нормальности», о нетерпимости, о помощи в сосуществовании «необычным» людям.

Роман очень душевный, и, хотя фантастики в нём не слишком много, свою премию от ассоциации писателей-фантастов он получил заслуженно.

Мигель де Сервантес — «Дон Кихот»

Приключения полубезумного старичка, его товарища-оруженосца, такого же чудаковатого, и десятка других благородных испанских донов и доний.figureПро что книга, и почему она считается бестселлером и памятником литературы, я не понял. Фактически это плоское тягучее описание некоторых событий с вкраплениями поэзии, философских размышлений, посторонних историй и притч, сдобренное щепоткой сортирного юмора про разные какашки. Характеры персонажей никак по ходу повествования не развиваются за, может быть, очень редким исключением. Википедия говорит, что это пародия на рыцарский героический роман? Ну, наверное.

Допускаю, что современники — а издан роман был 400 лет назад — поняли книгу лучше в силу лучшего же знакомства с лицами и событиями, там описанными, но зачем нынче включать её в школьную программу, решительно не понимаю. В своё время в школе я её не читал, и вряд ли бы смог осилить.

Единственное, что доставило мне удовольствие, так это язык повествования. Наверняка, зависит от переводчика, но в моём случае язык был приятно витиеватый и с кучей всяческих речевых оборотов. Полезно почитать, чтобы потренировать собственное чувство письма.

Александр Дюма-отец — «Три мушкетёра»

Классический приключенческий роман, истинный образчик популярного жанра. Очень интересный!figureВ школе я не смог прочесть и трёх глав, настолько это было скучно. Сейчас я прочёл роман практически на одном дыхании, настолько это было захватывающе.

На самом деле главные герои при ближайшем рассмотрении не такие уж и положительные. Убийства, вооружённые грабёжи, хулиганство, погромы, прелюбодеяния с чужими жёнами, обесчещивание молоденьких девушек, всё это под прикрытием имени короля — вот чем занимаются мушкетёры в течение всего повествования. Форменные опричники. Пресловутые гвардейцы кардинала пытаются этих бандитов-мушкетёров остановить и вообще не делают ничего поперёк десяти заповедей, однако автор мастерски заставляет читателя сопереживать именно плохим парням.

Ну а если принять ремарку автора, что, мол, времена были другие, и считать всё происходящее нормой, тогда роман становится увлекательнейшим чтивом. Интриги, погони, предательства и любовь. Бравые мудрецы и прекрасные, но коварные дамы. Суперское!

Остальные книги из цикла про д’Артаньяна, если они так же хороши, отложу пока на потом. Глянули на перемотке советский минисериал-мюзикл по мотивам. Крайне тягучая и неуклюжая вещь, не считая пары коронных песенок.

Сет Годин — «Яма»

Короткая книжка-брошюрка про мотивацию. Сотня страниц крупным шрифтом и картинки — бестселлер по версии «Нью-Йорк Таймс». Одна знакомая порекомендовала прочитать. Якобы вещь сильная и помогает понять, «кем я являюсь на данный момент, чего реально хочу достичь». figureОсновная идея здесь, как я её понял, это наличие на пути к любому успеху элементов своеобразного «рельефа»: ям, тупиков и обрывов. В яме затрачиваемые усилия — будь то получение соответствующих умений, либо разработка, продвижение продукта — помогают постепенно из неё выбраться. В тупике не приводят ни к чему значительному. Ну а на обрыве просто пропадают зазря. Таким образом, важным навыком является способность вовремя разглядеть тупик и выйти из него обратно с сэкономленными силами в следующую яму. Преодолеть яму дано не каждому претенденту, и лишь самые настойчивые и талантливые выбираются из неё на ту сторону успеха.

А вот дальше непонятно. Как же различить тупик и излишне затянувшуюся яму? Автор то предлагает почаще отступать, то наоборот — не тратить энергию на «прыжки по очередям в супермаркете» и держаться выбранного курса. Но как выбрать? Если заранее знать, то и книжки такие читать не придётся. Чтоб не гадать, надо просто заниматься любимым делом и заводить новые интересы.

Автор между тем в других своих работах толкает здравую мысль: навязчивый маркетинг застревает в зубах, вежливые просьбы посмотреть рекламу воспринимаются лояльнее. Я вообще удивляюсь, что люди целенаправленно вкладывают рекламные бюджеты в раскладывание спама по почтовым ящикам, физическим и электронным, в холодные звонки типа «Здравствуйте, меня зовут $USERNAME, мне надо вам впарить кое-чтовы можете сейчас говорить?», в раздачу листовок на улицах. И если отправить тысячу электронных писем не затратнее, чем одно-единственное, то распечатать килограммы макулатуры и разнести её по подъездам — означает потратить вполне осязаемые деньги. И какая конверсия у подобных методов? Сотые доли процента?

Доходит до смешного, когда мне в десятый (не утрирую) раз звонят из местного интернет-провайдера и предлагают к ним подключиться. Если я отказался девять раз, неужели в десятый сдамся? Или просто положу трубку и всем знакомым расскажу про эту дебильную ситуацию? О чём вообще думают тамошние маркетологи?

Впрочем, никаких таких историй в «Яме» нет. На мой вкус, книжка достаточно пресная, и как она может перевернуть мировоззрение и направить путь — неизвестно. Показательно также, что, например, на Флибусте её вообще тупо нет.

Карлос Руис Сафон — «Тень ветра»

Если верить Википедии, это вторая по успешности книга в Испании после «Дон Кихота», что бы это ни значило.figureТриллер в лучших традициях мыльных опер с характерными поворотами сюжета. Честно сказать, к середине книги я уже потерял нить повествования среди всех этих Хуанов-Хорхе, кто кому брат, а кто с кем встречался. Потом ручеёк всё новых персонажей вроде бы иссяк, и всё более-менее встало на свои места.

Персонажи яркие, но, например, мотивация у самого главного злодея откровенно слабая. Просто такой вот плохиш с детства.

В целом неплохо, послевоенная нуарная Барселона с мрачными особняками и проливными дождями выписана тонко. Постоянно всплывали ассоциации с «Лабиринтом Фавна», декорации похожие. Но в остальном — ну, ничего особо глубокомысленного, просто как детектив с элементами мистики, эротики и триллера.

Михаил Булгаков — «Записки юного врача»

Небольшой цикл рассказов про тонкости работы врачом в условиях глухой русской деревушки начала XX-го века.figureСельский врач здесь и шериф, и наркобарон, и спаситель тёмных крестьян: в саквояже у него и стетоскоп, и пистолет, и морфий с кокаином. Он лихо выписывает лекарства, вдувает инъекции, режет трахеи и ампутирует конечности. Особую пикантность добавляет неопытность главного героя: про все операции он читал только в книжках. Но постепенно он, с некоторой толикой удачи, осваивается, обретает уверенность, хоть и ловит себя на мысли, что расслабляться рано.

Это, на самом деле, действительно непросто — прийти на новое место и решительно взяться за дело, не стесняясь ошибок, которые обязательно случатся. Особенно актуально после университета, когда ты вроде и с красным дипломом, но навыки твои уже заранее выветрились или устарели, и за ответственные дела приходится браться, перебирая в голове смутные крупицы знания.

Язык рассказов очень лёгкий, читаются на одном дыхании. Жаль, что цикл такой короткий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поставьте галочки правильно (как бы защита от спама):

Я бот

Я не бот